Ролевые игры живого действия: жить в чужой шкуре

Всем приятного дня. В этой статье я бы хотел продолжить краткий курс рекомендаций для начинающих ролевиков. Напомню, предыдущая статья была посвящена первым шагам в ролевом движении. Здесь же речь пойдет о самой важной части игрового процесса – об отыгрыше своей роли.

Я задумал этот цикл статей в первую очередь для начинающих игроков, которые хотят органично вписаться в ролевое движение. Но, думаю, многим опытным игрокам тоже будет интересно (а для кого-то и полезно) ознакомиться с предложенным материалом.

Значит нужные книги ты в детстве читал

Большинство игр предлагают своим участникам немало возможных ролей. Выбор широк – самые разные моральные устои, способности и жизненные кредо смешиваются в рамках одного сюжета. Так как явление обеими ногами прочно стоит на театре, от многих игроков ждут если не актерского таланта, то хотя бы его зачатков. Вам необязательно читать по памяти монологи Шекспира, но внятно связать несколько фраз (сказанных без слов-сорняков, лишних междометий и жаргонизмов) надо уметь.

Ролевое движение выросло из литературы. Тем печальнее видеть на Толкинских играх людей, не бравших в руки ни одной книги Профессора, а на «Ведьмаках» игроков, знакомых с миром исключительно по компьютерной игре. Сейчас, во времена спецэффектов и компьютерной графики это сложно понять, но когда-то ролевые игры оказались для людей единственной возможностью воплотить в жизнь книжные сюжеты. К шлемам из кастрюль и плащам из занавесок относились снисходительно потому что это было не самое главное, игрокам хватало незначительного антуража чтобы проникнуться атмосферой игровой вселенной.

Сейчас все иначе. Во-первых сегодня больше возможностей для создания реалистичного антуража, времена дефицита и кризиса 90-х ушли, что хорошо. Во-вторых появились определенные шаблоны, ориентированные на внешний облик, что уже не так хорошо. Массовая фэнтези-культура навязала нам образы гномов и дворфов основанные на викингах и на доспехах правильной геометрической формы, а служителям зла стали присущи длинные черные балахоны и заостренные кверху шлемы. Но вчитайтесь внимательнее в оригинальные книги и вы увидите что их авторы дают нам гораздо более широкий простор для фантазии. В частности, Толкин никогда не хотел экранизации своих произведений, желая чтобы каждый читатель представлял Средиземье по-своему. Когда я в последний раз перечитывал «Властелин Колец», то намеренно старался представить все происходящее максимально отдаленным от фильма. И сам удивился, насколько по-разному может выглядеть мир одной и той же книги.
Именно поэтому лично я глубоко убежден что хороший ролевик должен читать. Причем не столько фэнтези-беллетристику, которой сейчас великое множество. Скорее то, из чего эта беллетристика выросла – древние легенды, мифы, летописи и качественную историческую литературу. Ролевые игры – искусство, где каждый игрок является творцом. И каждому творцу нужно воспитывать свой художественный вкус.

В жизни и в кино

Помните, что персонаж должен оставаться персонажем. Не вполне реальной фигурой. Его действия не всегда обусловлены логикой, часто принципы и моральные устои он ставит во главу угла. Выиграть в ролевой игре невозможно (про плохих игроков говорят: «он приехал выигрывать в ролевую игру»), а вот отыграть – вполне. Да, если под стенами вашей крепости рыщут враги – выходить за ворота опасно. Но если вы рыцарь, не терпящий проявлений зла – покоя вам не будет, и рано или поздно вы постараетесь найти горстку смельчаков, готовых выйти вместе с вами в последний бой (или не найдя таковых – отправитесь один), и либо погибните как герой, либо вернетесь с честью. Один из важнейших принципов ролевых игр: выигрывает не тот, кто нарубил больше врагов, а тот кто вел себя похоже на своего персонажа. К сожалению, об этом часто забывают.

Не бойтесь утрировать одни черты и приглушать другие. Ни один нормальный ролевик не будет судить о вас по вашему персонажу. Умейте сохранять особенности своей роли даже тогда, когда это вам невыгодно. В частности помните, что гибель вашего персонажа – ужасное событие для него, но вполне нормальное событие для вас, как для игрока. Научитесь не обижаться когда вас убивают – это естественная часть игры, а отсидка в «мертвятнике» – тоже своего рода приключение. Персонаж – всегда гротескный, его эмоции и чувства преувеличены. Игрок же как правило беспристрастен. Да, было бы приятно убить много врагов и рассказать о своих подвигах, но помните что вы на игре не только чтобы сделать приятно себе, но и чтобы сделать красиво другим. Лозунгом многих игр являются слова «давайте сделаем друг другу красиво». И глупо считать что это касается только антуража.

Но, предположим, вы приехали на игру самым обыкновенным ремесленником. Вы не герой и не подлец, в вас нет особого зла или добра – просто обыватель. Казалось бы, здесь уже можно вести себя как вздумается, не подыгрывая особенностям своего образа. Большинство игроков именно так и делают и… остаются обывателями. Помните, что даже если ваш персонаж – простой ремесленник, он все равно личность, со своими нравами, мечтами, страхами и т.д. Конечно, многие мастера прописывают подобные вещи в персональных квестах. Но если они этого не сделали – не бойтесь проявить себя сами. Придумайте себе черты характера, найдите какие-то специфические страхи или страсти, и вас запомнят как хорошего игрока. Для многих игроков ролевые игры становятся возможностью проявить свои скрытые черты. Главное чтобы это не противоречило основной биографии (к примеру, эльф-подлец или очень мечтательный орк – скорее исключение, чем правило).

Пара слов о квенте

Начнем с того что квента не должна состоять из пары слов. Даже если для заявки достаточно отправить небольшой текст из трех-четырех предложений, для отыгрыша роли этого мало. Чтобы вжиться в своего персонажа, вы должны его отлично знать. Вы должны без труда уметь ответить на вопросы «чем ваш персонаж занимался в период с 20 до 25 лет?», «в каких странах ему удалось побывать?» и так далее. В общем, чем больше вы знаете о своем персонаже, тем качественнее будет ваш отыгрыш.

Вы можете, к примеру, придумать пару историй о своем прошлом и как-нибудь рассказать друзьям в пути. Ваше прошлое может подарить вам несколько интересных ролевых особенностей – таких как неоправданные страхи или наоборот проявления чрезвычайного благородства при срабатывании какого-либо триггера (к примеру, следопыт, с подозрением относящийся к черно-красным одеждам из-за того что когда-то его предал друг, который имел привычку так одеваться). Более того, подобные элементы позволят вам оправдывать свои на первый взгляд нелогичные действия.

На моей памяти есть случай, когда судили одного вельможу, который сказал королю соседнего государства: «Желаю вам угоститься вот этим!» и указал на гриб-поганку под кустом. Когда его спросили «Желал ли ты зла нашему королю?», тот ответил: «Ни в коем случае! Но в краю где я рос были искусные повара, которые умели удивительным образом приготовить этот гриб, так что из него получался деликатес». Это прекрасный пример когда игрок, видя своего персонажа целостной личностью, сумел раскрыть часть своей биографии и оправдать себя в суде.

Есть несколько клише, которые набили оскомину большинству игроков и мастеров. Общими словами их можно было бы выразить так: бродяга из очень дальних земель, сирота с темным прошлым, благородный бандит. Желательно с амнезией. Это универсальная квента для ленивых игроков. Старайтесь избегать подобного, если хотите чтобы к вашему персонажу относились серьезно.

Заключение

Хотелось бы ответить на возможную критику: я не являюсь «атцом» ролевого движения, игроком с двадцатилетним стажем и главным вонзателем на полигоне. Все что я пишу основано на личных наблюдениях и вполне возможно не совпадает с вашим мнением.

Одно время в интернете было множество руководств для начинающих игроков по отыгрышу. Как юмористических, так и вполне серьезных. Тема, которую я поднял в этой статье не нова и раскрывалась много раз. Основной моей целью было обновить некоторые сведения (поскольку многие тексты морально устарели) и, как уже было сказано выше, помочь начинающим игрокам в подготовке к игре.
Удачи на полигоне!

1825 Просмотров 3 Сегодня



1825 Просмотров
Хочешь помочь проекту? Жми кнопки!
  • Спасибо, Автор, сам пытаюсь на НГ придумать для друзей что-то интересное, твоя статья поможет мне с отыгрышем и квентой для моего персонажа=) Всех благ тебе!

    • Очень приятно! Удачной игры, праздничные игры всегда особенные!